Передвижные выставки: Выставка "Гималаи-Тибет"

Культурно-выставочный центр "Радуга", Самара

Готическое искусство

Готический зал. Самара

Готика (от названия германских племен "готы", вторгшихся с севера в пределы Римской империи в III-V вв.) явилась высшей стадией средневекового искусства и одновременно - первый общеевропейский художественный стиль, господствовавший в искусстве в XIII-XV вв.

Готическое искусство возникло во Франции в 40-х годах XII в. Классическое выражение готический стиль получил в архитектуре. Аббат Сугерий объединил элементы бургундской архитектуры (стрельчатая арка) с элементами архитектуры нормандской (нервюрный свод), заслужив титул "отца готики". Устремлённость храмов ввысь, подчинение каждой детали единой идее создало неведомый ранее образ. Стало возможным строить соборы невиданной ранее высоты (под сводами - до 40 м и выше). Пространство собора (протяженностью до 150 м) - с многочисленными окнами, витражами, нишами, арками, галереями - вызывало ощущение чего-то чудесного, достойного быть олицетворением всего многообразия мира. Готические соборы с их скульптурой, рельефами и ажурными орнаментами сплошь раскрашивались снаружи и изнутри.

Одно из величайших творений французской готики - собор в Шартре, посвященный Деве Марии. Он обладает самым крупным собранием средневековых витражей в мире. Жемчужина собора - витраж Богородица из красивого стекла (XII в.). Именно в эпоху готики появляется культ Богоматери как заступницы человечества, и большинство храмов посвящалось Ей.

Готика заимствовала из Византии идею цвето-световой организации пространства собора, претворив ее не средствами мозаики, а сиянием витражей (витражи - изображения, составленные из скреплённых между собой свинцовой лентой цветных стёкол). В готическом соборе исчезла ровная плоская стена, и живопись "перешла" на окна. Везде лишь игра света и цвета. Это и есть готический идеал - предельно живописное решение архитектурного пространства.

Характерная особенность готических храмов - большое круглое окно-роза на фасаде, символизирующее Богоматерь и Христа.

Расцвет готики - это и расцвет монументальной скульптуры. Именно в Нотр-дам де Шартр скульптурный рельеф впервые отделился от стены, образовав статуи-колонны. Статуи Маркграфа Эккехарда и маркграфини Уты из скульптурного ансамбля западного хора собора Св. Петра и Св. Павла в Наумбурге (Германия) принадлежат к числу самых выдающихся произведений европейской скульптуры ХШ в.

Движение и взволнованность отразились в резьбе по кости, дереву, книжной миниатюре готики.

Готическая книга отличается многочисленными разнообразными украшениями: развёрнутые иллюстрации, яркие заглавные буквы разделов, изящный орнамент.

Готическая эпоха была периодом интенсивного развития светской культуры. Развивается искусство светской живописи, появляется портрет.

Предшественницей самостоятельных живописных станковых произведений была книжная миниатюра, наибольшее развитие получившая во Франции - Братья Лимбург Великолепный часослов герцога Беррийского (1414-1416).

Именно в это время впервые в истории человечества культивируются идеалы духовной любви, возникает лирическая поэзия и музыка, куртуазное искусство, отражающее понятия рыцарской чести, героизма, подвига, благородства, поклонения Прекрасной Даме.