www.culturecenter.ru

Написать нам На главную Добавить в избранное

История одной картины

Нестеров М.В. Видение отроку Варфоломею

К 145-летию со дня рождения
М.В. Нестерова

Нестеров М.В. Видение отроку Варфоломею

Выдающийся русский художник Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942) прожил долгую и плодотворную жизнь. Работы Нестерова - это миф о Святой Руси, стране, где человек и природа, равно одухотворённые, объединены возвышенным молитвенным созерцанием. В своих живописных произведениях он воплотил идеал «прекрасного человека Древней Руси» – Сергия Радонежского.

В великом святом, в крупном русском религиозном и политическом деятеле 14 века, духовном наставнике Дмитрия Донского и его вдохновителе на борьбу с татаро-монгольским игом воплотился для Нестерова идеал совершенного человека, который находит отражение в картине «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890, Государственная Третьяковская галерея). В основу сюжета положен легендарный эпизод из «Жития преподобного Сергия», написанного его учеником Епифанием Премудрым. Отроку Варфоломею (в монашестве принявшем имя Сергия) не давалась грамота. Однажды, когда отец послал его искать пропавших жеребят, Варфоломею явился святой старец, к которому он обратился с просьбой помочь одолеть учение. Старец исполнил желание мальчика.

Михаил Васильевич проникся поэтическим рассказом Епифания, его простодушной верой в чудо. « Я был полон своей картиной. В ней, в её атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда», - писал художник в воспоминаниях. Этюды писались в Абрамцево, в окрестностях Троице-Сергиевой лавры (около неё Радонеж – родина Сергия), где Нестеров вошёл в мир преданий, связанных с великим святым. Долго пришлось искать образ Варфоломея. Однажды на деревенской улице Нестеров встретил хрупкую болезненную девочку, с бледным лицом, широко открытыми удивлёнными глазами и тонкими прозрачными ручками. В этом существе «не от мира сего» он узнал святого Варфоломея.

Тонкость, нежность линий и красок пейзажа гармонируют с образом юного отрока – крестьянского мальчика с просветлённым лицом, которому явился старец, чья тёмная фигура помещена на фоне мощного ствола дуба. Таким образом художник стремится передать момент духовного превращения Варфоломея в Сергия. Душевный трепет, охвативший Варфоломея, звучит в тихой музыке русской природы, в той неповторимо трогательной её мелодии, которую называют «нестеровской». По убеждению Нестерова, именно природа лучше помогает прочувствовать душу и смысл русской жизни. Бережной кистью вырисован типичный пейзаж среднерусской природы – холмы, тонкоствольные деревца, высокие травы. В этом ландшафте мальчик напоминает молодую берёзку, а таинственная монашеская фигура – тёмный ствол старого дерева, у которого он стоит. В руках старец держит ковчежец, который по форме очень похож на храм – будущее детище Сергия Радонежского – Троице-Сергиеву лавру, где получил воспитание инок Андрей Рублёв.

Картина писалась в Уфе вдали от столичной суеты. Художник рассказывал: «Приехал я больной, и слабый ещё принялся за картину, но, верно, в недобрый час. У меня закружилась голова, и я, упав с подставки, на которой сидел, прервал картину». После долгих ожиданий, новое полотно было доставлено, и Нестеров принялся за дело. Три недели он работал с утра до вечера. И вот холст окончен, вставлен в раму, доставлен в Москву. Павел Михайлович Третьяков, несмотря на критические высказывания некоторых современников в адрес картины, купил этот шедевр для своей галереи. Справедливо Нестеров говорил о том, что «Видение отроку Варфоломею» останется в памяти поколений.

Нежная, светлая мелодия радости, тишины и гармонии слышится в произведении Михаила Васильевича. Художник призывает к дружелюбию, ведь он продолжает исконные традиции Андрея Рублёва – ученика Сергия Радонежского, говорившего: «… действуй во имя единения людей, борись со злом и неправдой». Светоносное полотно Нестерова служит той же идее.

Copyright © Международный центр духовной культуры, 2007-2009