www.culturecenter.ru

Написать нам На главную Добавить в избранное

История одной картины

«Посланец великого светила»

К 155-летию со дня рождения Винсента Ван Гога

Пусть свет твой сияет людям – вот что
я считаю долгом каждого художника.
Ван Гог

Ван Гог. Автопортрет, 1887. Дерево, масло. 42х33,7 см. Художественный институт Чикаго

Ван Гог. Автопортрет, 1887. Дерево, масло. 42х33,7 см. Художественный институт Чикаго

Великий художник девятнадцатого столетия Винсент Ван Гог - человек с интересной судьбой. Тридцатого марта исполняется сто пятьдесят пять лет со дня рождения великого мастера, которому принадлежит исключительное место в мировом искусстве. Личность Ван Гога до сих пор вызывает споры, потому что его понимание прекрасного было сугубо индивидуальным и отличалось от общепринятых представлений. Живопись явилась для него способом самовыражения. Творения Ван Гога воспринимаются как «заветы». Так называемые послания Винсента до конца не расшифрованы. Может это и есть залог долговечности?! Каждый вправе иметь собственное мнение. Но мы не должны забывать об удивительных и неповторимых полотнах, созданных гением.

Прежде чем стать художником, Винсент переменил ряд профессий: продавал картины, преподавал в школе, занимался проповеднической деятельностью. Ранние работы отмечены влиянием старых голландцев. В Париже Ван Гог познакомился с импрессионистами, которые оказали влияние, в особенности Моне, на манеру письма: полотна стали более светлыми, а техника свободной и смелой. Однако суета и шум большого города утомляли этого человека, и он переселился в Арль. Здесь, на юге Франции, с особой силой развернулось живописное дарование Винсента. Ван Гог напряжённо и с лихорадочным жаром работал, писал полотна одно за другим, создавая неожиданные образы. «Меня снедает непрерывная жажда работы. На каждом шагу сюжеты для картин», - делился впечатлениями мастер. Природа – вся! – в представлении живописца заряжена творческими силами, которые действуют и в человеческой жизни и вне неё. Они непостижимы в своих истоках и целях, но их присутствие ощутимо и в бездонности неба, и во взоре младенца. Какая-то единая вселенская энергия заставляет светила вращаться, растения – тянуться к свету, матерей – пестовать детей, крестьянина – возделывать землю, художника - писать картины. Ван Гог стремился выразить на холсте вечное и вселенское.

Однако невероятные результаты потребовали чудовищной расплаты. Винсент довёл себя до предела эмоционального и физического истощения. Работа под солнцем Арля сделала его гигантом в искусстве, но, когда этот период закончился, ему оставалось жить всего один год. Произведения, созданные на юге Франции, несут затаённый подтекст, ассоциации, символы. Не высказанный прямо сокровенный смысл действует на зрителя, как незримое излучение. Арльские пейзажи - фрагменты Вселенной. Всё масштабно, грандиозно и пронизано единым ритмом: от малого колоска до огромного солнца, несмотря на малый размер полотна. Фигуры работающих людей органически включены во вселенское единство: труд человека видится как участие во всей природе. Это и является главной «метафорой» одной из картин, написанных в июне 1888 года.

«СЕЯТЕЛЬ». Образ Сеятеля Ван Гог создавал во множестве вариантов. Издавна любимый мотив в данной композиции возвышается до космического смысла и масштаба. Сеятель – символ вечности - предстаёт посланцем великого светила. Он выходит как бы из солнечных врат. Если мысленно прочертить траекторию его шагов, то на линии горизонта она совпадёт с нижней частью солнечного диска, загороженного золотой стеной пшеницы. И семена человек разбрасывает наподобие того, как солнце распространяет по небу лучи – в том же ритме, только лучи направлены вверх, а рука, под таким же углом, вниз, к земле. Семена летят, давая жизнь новым растениям. Автор выражает духовное начало природы, «глядящий» космос. Солнце ближе всего к земле, оно животворит её, взирая с высоты, подобно тому, как глаза – зеркала души – животворят человеческое лицо.

Ван Гог. Сеятель, июнь 1888. Холст, масло. 64х80,5 см. Музей Крёллер - Мюллер, Оттерло.

Ван Гог. Сеятель, июнь 1888.
Холст, масло. 64х80,5 см.
Музей Крёллер - Мюллер, Оттерло.

Картина написана быстро, с натуры. Винсент не делал предварительный рисунок углём, сразу рисовал краской, разнообразя фактуру, сочетая мазки прямые и волнистые, отрывистые и длинные, переплетённые (как нити в цветной ткани). Каждый мазок ложился точно и осмысленно на своё место. В творчестве художника многое зависело от быстроты работы кистью, из темпераментного, сильного наложения краски складывался смысл целого. Огромный солнечный диск занимает почти целиком фон изображения, отчего небо приобретает насыщенно-жёлтый оттенок. Ван Гог любил жёлтый цвет. «Солнце и цвет, по счастью можно выразить при помощи жёлтого, бледного жёлто-зелёного, лимонного и золотого. Как прекрасен жёлтый цвет!» «Жёлтый цвет – высшая просветлённость любви», - утверждал Ван Гог. Жёлтый цвет торжествует в «Сеятеле» и символизирует союз с великими силами земли. Земля на переднем плане туманно-голубая с вкраплением фиолетовых пятен – словно мерцает. Полная цветовая инверсия того, что существует в реальности: жёлтое поле становится голубым, голубое небо – жёлтым. Цвет для Винсента – это средство, с помощью которого он утверждал божественное начало, как в пору проповеднической деятельности в Боринаже. Так под кистью Ван Гога цвет приобретает символическое звучание, какое имел для мастеров, работавших над витражами соборов.

Художник мечтал покорить солнце, «глядя ему в лицо», охотился за ним. Какой ещё другой пейзажист писал солнце «с натуры»? Не солнечный свет на предметах, а само солнце, сам грозный ослепительный шар, висящий в «раскалённом добела» небе! Это делал только Ван Гог. Солнечный шар – круг - не подвержен общей текучести и изменчивости, в нём есть устойчивая, вечная, замыкающая и скрепляющая точка среди динамического потока бытия. Ван Гог в арльском пейзаже обрёл свой стиль – верное зеркало внутреннего мира живописца.

Винсент Ван Гог прожил тридцать семь лет. К тридцати годам он стал художником. Вся его творческая биография укладывается в одно десятилетие. За недолгий срок Винсент создал около 800 картин и ещё больше рисунков. Ван Гог сотворил собственный мир, полный цвета и движения, который соединил в себе всё, что художник знал о нём.

Copyright © Международный центр духовной культуры, 2007-2009