|
Благодаря Воскресению и излиянию Святого Духа призвание и миссия Христа становятся призванием и миссией того, кто верит в Него.
Дионисий и его мастерская. Сошествие во ад. Около 1502-1503. Государственный музей, Эрмитаж, Санкт-Петербург. Доска, 137,2х99,5 см.
Кульминация православного года – это Пасха. Высочайший, радостнейший, древнейший праздник –
Воскресение Христово. Воскресение Христа на третий день после Его смерти - средоточие помыслов всех христиан.
В Новозаветной Церкви Пасха есть сам Иисус Христос.
Празднование Пасхи в православной церкви отличается особенной торжественностью. Божественные службы совершаются в светлых
одеяниях. Всюду слышится только пение, где повторяется одна радостная преславная песнь о воскресшем Христе, о победе Его над
адом и смертью, о нашем избавлении чрез Него от греха, проклятия и смерти. В Воскресение Христово благовестят в полночь,
зажигают повсюду огни и воскуривают фимиам. На торжественный благовест стекается народ в храм и зажигает свечи. Совершается
крестный ход и радостно возвещается: «Христос Воскресе!»… Обыкновение приветствовать, целовать друг друга в Светлый праздник
и дарить красные яйца пошло от последователей Христовых, которые в первые дни по воскресение Спасителя приветствовали друг
друга вестью: «Христос Воскресе!», а верующие отвечали: «Воистину воскрес!». Почему дарят яйца? Яйцо – символ жизни.
Красный цвет – кровь Спасителя, пролитая на кресте.
Главному событию православной церкви – Воскресению Христово посвящена икона Дионисия «Сошествие во ад» (около 1502-1503).
Литературными источниками, послужившими основой для создания композиции явились тексты из Псалтыри, Посланий апостола Петра,
апокрифического Евангелия Никодима. О сошествии Спасителя после Воскресения в ад поётся в акафистах (хвалебные пения) Христу
и Богоматери. Образы иконы Дионисия находят соот-ветствия в текстах праздничных стихир. В центре композиции сияющая золотыми
одеждами фигура Христа, «одеющагося светом, яко ризою» - победителя смерти. Иисуса окружает голубое сияние славы. Двенадцать
ангелов длинными копьями поражают бесов, олицетворяющих пороки. Светлые ангелы в нижней части иконы связывают Сатану:
«Ад огорчился, ибо сокру-шён. Огорчился, ибо связан». Спаситель ступает на врата ада. Под Его ногами бес, держащий в руках
гроб, над которым надпись «смерть»: «Христос воскрес из мёртвых, смертию на смерть настоупи и соущим во гробе живот дарова».
Иисус держит за руки Адама и Еву. За ними устремлённые к Господу праведники и праведницы, праотцы, пророки, апостолы, мученики.
В сонме святых выделены нимбами цари Давид и Соломон - пророки Ветхого Завета, и Иоанна Предтеча – первый пророк Нового Завета.
«Христос воскрес и пали демоны. Христос воскрес и радуются ангелы. Христос воскрес и водворяется жизнь. Воскрес Христос и нет
ни одного мёртвого во гробе». Весь мир сияет радостными, светлыми красками. Ангелы на небесах водружают над миром крест
спасения. Крест отсылает нас к Пасхе. Икона Дионисия звучит как торжествующий многоголосый хор, славящий Воскресение Господа.
Пьеро делла Франческа. Воскресение Христа. Около 1460. Картиннная галерея, Борго-Сан-Сеполькро. 123х200 см.
В Западном искусстве также сложились иконографические изображения Воскресения Христова. Одним
из шедевров является фреска Пьеро делла Франческа (1415/1420-1492), итальянского живописца и теоретика искусства,
«Воскресение Христа» (около 1460), исполненная для ратуши родного города – Борго-Сан-Сеполькро. В 16 веке её перенесли,
в настоящее время это местная картинная галерея. Пьеро передал сокровенный смысл события и изобразил его как вневременную
истину. Христос Франческа выходит из саркофага и являет свои раны. В других версиях этого сюжета Иисус парит в небе над
гробницей. Камень гробницы – скрижаль, на которой был записан Закон (Ветхий Завет). Рядом с саркофагом изображены четыре
стражника. Воин, который в анфас – автопортрет художника. В правой руке Спасителя белое знамя с красным крестом – знамя победы.
Примечательна символика деревьев: слева – голы; справа – в густой листве. Этому есть объяснение. По пути на Голгофу Иисус
сказал: «Ибо если с зелёным деревом это делают, то с сухим что будет?» Слова означают: «Если они поступают так со Мною с живым,
то что сделают они, когда Я буду мёртвым?». Идея деревьев зелёных и высохших связывалась с Древом познания Добра и Зла -
Древом Жизни. В данном случае они символизируют мир до и после Распятия и Воскресения. Образ Христа, созданный итальянским
мастером соответствует идеалу совершенного человека, который сложился в сознании художника.
Вокруг событий смерти и воскресения Спасителя группируются все высочайшие догматы нашей веры и
все высшие наши надежды. Час наступившего зияния неразрывно связан с часом примирения, господство смерти – с торжеством жизни!
Смерть в Боге ради человечества, произошедшая в Великую Пятницу, переходит на Пасху в новую жизнь в Боге.
25 апреля 2008 г.
|
|