www.culturecenter.ru

Написать нам На главную Добавить в избранное

История одной картины

ТРОИЦА

Три ангела, три странника у дуба
Мамврийского. Какая тишина
от них исходит! Как, озарена,
сияет глубь иконы! Сердцу любы
они давно…
Василенко В. М.

Сергий Радонежский. Первая треть XVI века. Музей древнерусского искусства имени А. Рублёва, Москва.

Сергий Радонежский.
Первая треть XVI века.
Музей древнерусского искусства имени
А. Рублёва, Москва.

Троица пришла на Русь из Византии. Число три – символ скрытой гармонии мира. В древневосточных культурах оно обозначало мироздание и мудрость. Древние выделяли три состояния Вселенной: небо (Божественный план), земля (душа), ад (материя, вещество), а также время: прошлое, настоящее, будущее. Мудрецы считали, что Божество имеет три качества: мудрость, разум, любовь. По христианским представлениям, это Бог, единый в трёх лицах, в трёх ипостасях: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.

Бог Сын пришёл в мир, как воплотившийся Спаситель Иисус Христос, дал обещание всему роду людскому: «Я умолю Отца и Иного Утешителя пошлёт вам – Духа Святого, иже от Отца исходит. Когда же придёт Он, научит вас и наставит на всякую истину». Сошествие Святого Духа вспоминают в праздник Пятидесятницы. День, положивший начало Церкви и воссоединения человека с Богом, прославляется как Святая Троица или Троицын День.

Византийская и древнерусская живопись создали глубокие образы Троицы, опираясь на тексты из священных книг о явлении человеку невидимого, непостижимого Бога в трёх ипостасях. Среди них заметное место занимает икона Андрея Рублёва (1360/1370-около1430) «Троица Ветхозаветная». На протяжении многих лет творчество Рублёва предстаёт символом отечественной живописи, олицетворяя художественные вершины не только Древней Руси, но и Руси вообще. Как Данте в начале пути затрагивал темы, получившие полное выражение в «Божественной комедии», так и Рублёв в ранних произведениях вынашивал идею будущего шедевра. Силой своего воображения русский иконописец шёл к постижению тайн мироздания, к пониманию призвания человека. В жизни мастеру открылось много светлого и отрадного. Успехи народа на пути освобождения, пробуждение в нём нравственных сил не могли не вдохновлять его как чуткого художника. «Троицей» он «раскрыл глаза русским людям на красоту их душевных качеств».

Икона Андрея Рублёва, как и любая другая, скрывает глубокий смысл. Сюжет основан на истории из Ветхого Завета (отсюда название «Ветхозаветная»). Столетнему старцу Аврааму и его супруге явились три ангела: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. Один из них предсказал Саре рождение сына. Здесь представлено не явление Аврааму и Саре ангелов, а выражена философская идея единства и нерасторжимости трёх лиц Троицы. Триединое божество – символ духовного единства, мира, согласия, готовности принести себя в жертву ради общего блага. Так, древний извод Рублёв наполнил неведомой ранее глубиной.

Три ангела располагаются не по одну сторону трапезы, а как бы окружают её. Рублёв вписывает их фигуры в незримый круг – знак безначальной и не имеющей конца вечности. Размещение персонажей соответствует вступительным словам молитвы: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». В центре композиции Иисус. На Его багряном хитоне золотая полоса, клав, царственный знак, им в живописи отмечались одежды Христа. Над Ним склонилось дерево - символ животворящего Креста, на котором был распят Спаситель. Справа – палаты Авраамовы - напоминают о созидания мира. Гора говорит о духовном восхождении – это Святой Дух. Чаша с головой тельца – вечная жертва и вечное причастие.

Андрей Рублев. Троица. 1422-1427(?). Государственная Третьяковская галерея. Доска липовая, паволока, левкас, темпера. 142х114.

Андрей Рублев. Троица. 1422-1427(?).
Государственная Третьяковская галерея.
Доска липовая, паволока, левкас, темпера.
142х114.

Единение Троицы в безмолвной беседе, лежащее в основе благословение на жертву и принятие её развивается, дополняется всем строем произведения Андрея Рублёва. Краски составляют одно из главных очарований шедевра. Высказывалось предположение, что в звонком аккорде чистых цветов «Троицы» нашло отражение впечатление от ясного летнего дня в средней полосе России, от золотистой спеющей нивы с яркими синими вспышками васильков. Мастер воплотил здесь краски сияющего летнего дня, когда происходит праздник Троицы: голубизну неба, зелень травы и деревьев, золото зреющей ржи, сияние солнца. Икона подобна цветам, которые «на радость нам даны». В залах Третьяковской галереи среди множества превосходных древнерусских памятников «Троица Ветхозаветная» Рублёва выделяется своей красотой, своим совершенством как невиданное диво, как высокое откровение, как настоящее чудо искусства. Икона Рублёва такой же шедевр, как законченный несколько позднее Гентский алтарь братьев Ван Эйк.

«Троицу» русский мастер написал, согласно историческим источникам, в 1427 году по заказу Никона, игумена Троице-Сергиевой лавры в «похвалу отцу Сергию». Преподобный Сергий Радонежский (около 1321-1391) - самый любимый, самый почитаемый и знаменитый из собственно русских, «просиявших» в родной земле святых. Преподобными, то есть очень подобными Богу, называют святых, которые при жизни были монахами и посвятили себя служению Богу. Сергий прилагал усилия к тому, чтобы остановить междоусобные войны, объединить удельные княжеские земли вокруг Москвы и сообща бороться против монголо-татарского ига. Своеобразным воплощением идей стало возведение храма во имя Троицы, так как преподобный свято верил в то, что «взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего».

Созерцание «Троицы» даёт человеку радость обретения душевного равновесия, тишины и умиротворённости. Шедевр Рублёва подобно музыке затрагивает чувства, невыразимые словами. Как поэзия в искусстве слова приближается к музыке, так и икона музыкальна и поэтична. Творчество художника – непосредственное выражение его чувств и помыслов, поэтому оно так сильно трогает нас, оставляя глубокий след в сознании. Андрей Рублёв явился подлинным классиком древнерусской национальной живописи. С небывалой силой он в творчестве воплотил черты национального художественного гения. Не строгое и непреклонное, не суровое и властное божество зовёт и ожидает человека на иконе, а трижды светоносное и прекрасное, трижды любящее и благое, трижды скорбное и зовущее к миру, любви, к преодолению «ненавистной розни» и всякой вражды…

11.06.2008 г.

Copyright © Международный центр духовной культуры, 2007-2009