www.culturecenter.ru

Написать нам На главную Добавить в избранное

История одной картины

Жак Луи Давид

К 260-летию со дня рождения

Проявление героизма и гражданской доблести той
эпохи, явленные очам нашего народа, воодушевят его и
посеют семена славы и преданности отчизне.

Жак Луи Давид

Жак Луи Давид

«Произведения искусства достигают своей цели, не только радуя глаз, но и проникая в душу, оставляя в воображении глубокий след, как нечто реальное; лишь тогда черты героизма и гражданских добродетелей, показанные народу, потрясут его душу и заронят в неё страстное стремление к славе и к самопожертвованию ради блага Отечества», - писал французский живописец Давид. 30 августа ему исполнилось 260 лет со дня рождения. Жак Луи Давид (1748-1825) стал основоположником так называемого революционного классицизма, выдвинувшего новый тип художника-борца, призванного воспитывать у зрителя высокие моральные качества. Он создавал одновременно и чрезвычайно суровые, строгие по композиции произведения (прославленных античных борцов за свободу), и блестящие реалистические портреты.

Клятва Горациев, 1784 прославляет искусство, жизнь и нравственные принципы. Поводом к созданию картины послужила трагедия Пьера Корнеля «Гораций», рассказывающая о конфликте между любовью и долгом. В основе лежит история, произошедшая в 7 веке до Рождества Христова. Сыновья Публия Горация вызвали на поединок трёх братьев Куриациев, чтобы закончить войну между Римом и Альба-Лонгой. В легендарном сражении победили Горации…

Давид связал классический сюжет с современной действительностью. Ведь целью искусства того периода являлось не копирование памятников античности, а актуализация идеалов Римской империи. Интересен тот факт, что живописец в начале творчества отказывался от античного искусства: «Античность никогда не сможет соблазнить меня». Но, оказавшись в Италии после получения Большой медали Королевской Академии, француза потрясли творения старых мастеров. Много времени он проводил у полотен художников эпохи Возрождения, особенно возле своего кумира Рафаэля: «Художник чуткий и творящий добро, ты заставил меня созерцать величественные останки античности. Твоя мудрая и гармоничная живопись научила меня видеть в них красоту!»

Размышляя над произведением, Давид увидел работу Пуссена Похищение сабинянок. Жака поразила крайняя фигура слева, ставшая основой композиции будущего полотна. Заимствования взяты также из картины Гейвина Хамильтона (родоначальник шотландского неоклассицизма) о том, как Брут произносит клятву мести над телом сестры Лукреции. Так Давид тему взял у Корнеля, а форму – у Пуссена. А ведь друзья отговаривали от этого сюжета, не отражавшего, по их мнению, никакого особенного настроения времени.

В 1784 году Жак Луи с семьёй и тремя помощниками приехал в Рим. По его словам, только здесь можно было написать римлян. С сентября 1784 года по 1786 год академия Святого Луки сдала Давиду мастерскую Плачидо Констанци. Французский живописец работал в полной изоляции, так как предпочитал никому не показывать свои творения до полного завершения. Давид полностью закончил произведение в июле 1785 года.

Жак Луи Давид. Клятва Горациев, 1784. Холст, масло. 330 х 425 см. Лувр, Париж.

Жак Луи Давид. Клятва Горациев, 1784.
Холст, масло. 330 х 425 см.
Лувр, Париж.

Картина вызвала огромный успех. «Весь Рим» собрался, чтобы посмотреть «Клятву Горациев», которую посчитали величайшей данью уважения Вечному Городу. Мастерская превратилась в настоящий объект паломничества. Отряд карабинеров постоянно дежурил у мастерской, чтобы наводить порядок в потоке зрителей. Даже Папа Римский увидел детище французского художника. Один из современников писал: «Две недели назад Давид закончил свою картину. Никакие слова не могут передать её красоту… В Риме он принят везде, всюду на него показывают пальцем. Итальянцы, англичане, немцы, русские, шведы и я не знаю, кто ещё, - все нации завидуют счастью Франции, которой принадлежит этот человек. Картина выставлена для всеобщего обозрения, и поток людей, идущих на неё взглянуть, не иссякает. Давид ежедневно получает латинские, итальянские, французские стихи». В Парижском Салоне «Клятву Горациев» публика приняла с восторгом, не уступавшим тому, что был в Риме.

Автор изобразил момент, когда трое братьев, подняв руки в римском приветствии, клянутся победить или умереть, а их отец протягивает им боевые мечи. Позы героев говорят о нерушимости их торжественной клятвы. Давид тщательно продумал композицию полотна, персонажей, игру света. Он усилил воздействие сюжета, объединив фигуры в их мощном троезвучии: три группы персонажей, три руки, три меча, три арки. Благородная простота и совершенство живописного решения произвели настоящую революцию, определившую дальнейшее развитие всего изобразительного искусства первой половины 19 века. Жак Луи Давид соединил культ античности с политическими идеями, захватившими в ту пору французское общество. В те годы всё громче и отчётливее проявлялось недовольство правлением короля. Многими картина Давида воспринималась как символ борьбы за правое дело. Трудно сказать, действительно ли Жак собирался призывать своих сограждан к оружию…

Творчество Давида в исторической ретроспекции тесно связано с хронологией Великой Французской революции, её духовными предвестиями… По своим политическим взглядам художник был анархистом, с радостью воспринял начавшуюся революцию. Однако последние годы жизни мастер провёл в изгнании, так как стал живописцем Наполеона и человеком, разделяющим его взгляды и идеи. Итог оказался печальным. Последние десять лет жизни основоположник классицизма провёл в изгнании. Жака Луи после смерти погребли в Брюсселе. Похоронить его на родине власти не разрешили.

Давид не только великий живописец, он проявил себя как высокоодарённый педагог. По собственным подсчётам мастера, только прямых учеников у него было около пятисот. Из его мастерской вышли Гро, Жерар, Энгр. «Под знаком Давида» французское искусство развивалось вплоть до импрессионизма. Русский критик А. Прахов писал: «Давид был первым историческим живописцем в истинном смысле этого слова… по натуре же и в характере художественного дарования всегда оставался человеком революции». Творческие находки и принципы Давида стали манифестом целой эпохи.

10.09.2008 г.

Copyright © Международный центр духовной культуры, 2007-2009