www.culturecenter.ru

Написать нам На главную Добавить в избранное

История одной картины

Айвазовский И.К. Среди волн

К 190-летию со дня рождения
И.К. Айвазовского

Едва ли кто-нибудь может сказать, что однажды, увидев море, забыл его. Более того, море продолжает звать к себе, оно является в сновидениях, мечтах и думах. И сколько бы ни прошло лет, каждый из нас, вновь увидев море, потрясён его жизненной силой, игрой волн, неукротимым ритмом движения. Смены состояний мгновенны, и поэтому мастерство, изображающее всю эту красоту на холсте или бумаге, выделено в особый жанр – марины, а художники, изображающие море, зовутся маринистами. Этот жанр дался немногим крупным живописцам, ведь чтобы изобразить водную стихию, надо быть и вдохновенным поэтом: так написать душу моря, чтобы стать частью этой красоты. Такая красота моря радует людей уже более ста лет на полотнах Айвазовского. 17 июля исполняется 190 лет со дня рождения художника. «Он был, о море, твой певец», - словами Александра Сергеевича Пушкина можно охарактеризовать всё творчество великого русского мариниста Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900). И это не случайно, ведь образ моря, созданный Айвазовским, наиболее близок пушкинской поэзии, бывшей всю жизнь для него высоким мерилом творчества. В конце жизненного пути Иван Константинович понял, что время идёт безостановочно, а замыслы, возникшие в пору юности, ещё не осуществлены. В этих мечтах смутно являлись очертания будущих картин, посвящённых Пушкину и морю.

И вот однажды Айвазовскому явился образ Пушкина. Поэт стоит в стороне и пристально глядит на него. Между ними вздымаются два водяных вала. А Пушкин смеётся и машет ему рукой. Иван Константинович чуть не вскрикивает: он теперь всё понял! Наконец-то море, то единственное, к которому он тянулся всю жизнь, явилось во всей красе и силе через образ Пушкина. Отныне художнику ясно – он не должен стремиться написать портрет Александра Сергеевича, его назначение – воплотить море по-пушкински. Это и будет образ великого поэта. В тот же день служитель натянул колоссальный холст. В возрасте 81 года Айвазовский приступил к написанию марины «Среди волн» (1898, Феодосийская картинная галерея).

Как всегда в работе над полотном мастер использовал метод импровизации (изображение моря по памяти). «Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры. Для этого-то художник и должен запомнить их», - считал Айвазовский. Феноменальная память и романтическое воображение позволяли ему это делать с неповторимым блеском. Первоначально в центре картины Айвазовский написал лодку с погибающими среди волн. Наблюдавшие за работой внуки попросили, чтобы дедушка не изображал тонущих людей. Иван Константинович понял: его море не должно вызывать страх и ужас. А тут вдруг из гостиной донеслось пение:

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Да, да! Вот именно, надо показать гордую красу моря. Всю жизнь живописец любил море, восторгался им. В полную меру познал, что красота делает человека счастливым, сильным, добрым… Все эти мысли сопровождали каждый мазок кисти. Природа поёт гимн рождённым из первозданного хаоса волнам. Луч солнечного света озаряет всё полотно. И снова пение:

Не удалось навек оставить
Мне скучный неподвижный брег…

Что же можно узрить с берега? Поэтому он поместит море далеко от неподвижного берега, чтобы наблюдать за разыгравшимися морскими волнами в бескрайней водной стихии. Айвазовский на всю жизнь запомнил наставление Пушкина о том, что прекрасное должно быть величаво.

Айвазовский И.К. Среди волн

Сюжет картины слагался как сюжет стихотворения в голове поэта. Не случайно говорили, что Айвазовский – художник от Бога. Слух о том, что Айвазовский за десять дней создал колоссальных размеров картину, быстро распространился среди крымских художников. Многие приезжали для того, чтобы получить разрешение на копирование живописного произведения. Но, едва увидев полотно, забывали о своих намерениях. Каждый думал, что для создания такой работы требуется целая жизнь. Они об этом и сказали Ивану Константиновичу. Он ответил: «Вы совершенно правы, друзья мои. Вся моя предыдущая жизнь была подготовкой к картине, которую вы видите». Её повесили в Галерее. Ежедневно, прежде чем отправиться в мастерскую мастер, подолгу стоял перед своим созданием. Такова история марины «Среди волн».

На примере этой картины видно, как Айвазовский создавал свою собственную неповторимую песню о море, без которой нельзя представить русское, и не только, живописное искусство. Однажды В.Г. Белинский сказал Айвазовскому: «Будущее России прекрасно, и наши внуки и правнуки… не забудут вас…». И эти слова оказались пророческими.

Copyright © Международный центр духовной культуры, 2007-2009