www.culturecenter.ru

Написать нам На главную Добавить в избранное

История одной картины

Хуго Ван Дер Гус. Рождество

Рождество Христово - божественное благоволение и любви к человеку. О событиях Рождества рассказывается у евангелистов Матфея и Луки. «Когда же они были там (Иосиф и Мария), наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что им не было места в гостинице» (Лк. 2:6-7).

Иисус Христос родился ночью в пещере (вертеп по-старославянски). Пастухи увидели в ночи необычное сияние, перед ними предстал ангел и сказал: «… не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Они, простые люди, стали первыми свидетелями чуда и его вестниками. Поклониться Иисусу в Иерусалим пришли и восточные мудрецы - волхвы: «Где родился царь иудейский, ибо мы видели звезду Его на Востоке и пришли поклониться Ему». Волхвы в радости подарили дары Младенцу: золото и драгоценные благовония – ливан и смирну. Золото – для церкви достойно, ладан – Богу фимиам, смирна – натирать мёртвых. Уже в дарах указание на грядущую жертву и Воскресение Иисуса Христа.

Сюжет Рождества Христова раскрывает факт вочеловечивания Бога, даёт видимое свидетельство основного догмата христианства через детали-символы, подчёркивая Божество и человечество воплотившегося Бога-Слова. Рассказ о Рождестве – волнующая история замечательной красоты, которая всегда привлекала писателей и художников во многие времена. Одним из них был нидерландский живописец 15 столетия Хуго ван дер Гус (около 1440-1482).

Хуго ван дер Гус. Рождество (Алтарь Портинари), между 1474 и 1478. Дерево, масло. Центральная часть 249 х 300 см. Галерея Уффици, Флоренция.

Хуго ван дер Гус.
Рождество (Алтарь Портинари), между 1474 и 1478.
Дерево, масло. Центральная часть 249 х 300 см.
Галерея Уффици, Флоренция.

Алтарь, созданный в годы расцвета таланта ван дер Гуса, представляет собой триптих с боковыми створками. В его центральной части сцена поклонения пастухов. Триптих заказал Томазо Портинари для церкви Святого Эгидия при госпитале Санта Мария Новелла во Флоренции. В 1900 году он поступил в Уффици.

Центральная часть – Мария со сложенными в молитвенном жесте руками и Младенец в сиянии света. Момент чуда. Коленопреклонённые герои торжественно присутствуют при Воплощении Сына Божьего. Слева - Святой Иосиф. Сброшенная с ноги туфля указывает на Святость места: «Сними обувь твою с ног твоих; ибо место на котором ты стоишь, есть Земля Святая». Справа - пастухи, пришедшие поклониться Иисусу. Около происходящего события образуется круг, подобно вращению планет вокруг солнца. Между фигурами Богоматери, Иосифа, пастухов, ангелов впереди остаётся просвет, который словно предназначен для зрителя. Любой может стать участником поклонения.

Волнующие образы созданы автором алтаря. Какая выразительность в лицах! Пастухи – свидетели свершившегося чуда, в глазах которых нежность, умиление, радость и пробуждающаяся надежда. Пастухи – дети природы, вышедшие из самых бедных слоёв общества. Впервые в нидерландском искусстве Хуго ван дер Гус изображает простых людей. Богоматерь погружена в созерцание хрупкого и трогательного Младенца Христа. Она размышляет о Его смерти на кресте, на что указывает натюрморт переднего плана.

На земле между ангелами лежит сноп пшеницы, символизирующий хлеб, то есть тело Христово. Перед ним стоит сосуд для вина с цветами. Огненная лилия – символ мученической крови Иисуса. Ирисы из-за узких длинных листьев называли «мечевыми лилиями» - намёк на боль, пронзающую сердце Марии: «И тебе самой оружие пройдёт душу». Белые цветы – символ чистоты (Непорочное зачатие). В стакане семь цветков водосбора – боль и глубокое страдание Марии (Семь скорбей Марии). Между фигурой Богоматери и Святого Иосифа, за колонной, видны осёл и бык над яслями. Над головами животных, под крышей разрушенной постройки, едва различимое в темноте изображение дьявола: сверкающие глаза, пасть с клыками и когтистая лапа. Алтарь Портинари отличается необыкновенным богатством красок и обилием световых эффектов. Краски… У Гуго ван дер Гуса здесь своя палитра, свои тона: белые, голубые, зелёные пятна, пронизанные каким-то холодным светом, в контрасте с бурыми насыщенными тонами.

Триптих ван дер Гуса раскрывает воздействие чудесного события – Рождения Христа - на мир, возвещает об его обновлении и преображении. Бог послал людям Своего Сына, Спасителя, Который несёт на землю Мир, Любовь, Радость, начало рая в земной жизни, надежды на преодоление зла, греха, смерти. Рождество Христово – великий христианский праздник в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме, празднуемый 25 декабря/6 января.

07.01.2009 г.

Copyright © Международный центр духовной культуры, 2007-2009