Корин Павел Дмитриевич
«Кто с мечом к нам придёт, от меча погибнет!»
К Дню Победы
Творить во имя жизни, во имя любви к человеку – таково предназначение подлинного художника. В Великую Отечественную войну 1941-1945 годов создано немало произведений, в которых выражена трагедия войны и прославлен подвиг победившего народа. В картинах, в портретах воспевается мужество, нравственная высота, благородство духа борцов с фашистами. Мастера живописи обращаются к славному прошлому нашей Родины, вдохновляя советских солдат на борьбу с врагом, напоминая о неизбежности гибели, бесславном конце завоевателей. Образы воинов – защитников не просто родной земли, но и духовных идеалов России – привлекают художников.
Корин П. Д. Александр Невский.
Средняя часть триптиха
«Александр Невский», 1942.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Корин Павел Дмитриевич (1982-1967) – продолжатель великих традиций русского изобразительного искусства - в годы войны обращается к исторической теме, стремясь «отразить непокорный дух нашего народа». В 1942 году Комитет по делам искусств предложил Корину написать картину, чтобы образ великих предков вдохновлял советских солдат и офицеров. Всё своё знание о духовной красоте и качествах русского человека Павел Дмитриевич вложил в триптих Александр Невский.
Александр Невский (1220/1221-1263) издавна почитаем на Руси. Он прославился как один из заступников за землю Русскую. Вся жизнь его была посвящена служению Отечеству. И ныне благоверный князь хранит Богом врученный ему удел – землю Русскую. В разгар войны указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942 года учреждён орден Александра Невского.
В центральной части триптиха в полный рост изображён Александр Невский на фоне Волхова, Софийского собора и стяга с изображением Спаса Нерукотворного. Новгородский князь вышел на тяжёлый бой с врагом. Лицо его сурово, в глазах ненависть, жажда битвы. Красный плащ на чёрном подкладе – колокол тревоги, опасности для Отечества. В руках Невского, одетого в доспехи русского витязя, огромный меч. Невольно вспоминается: «Кто с мечом к нам придёт, от меча погибнет!» Как звучал этот гордый образ в дни, когда под Сталинградом кипела невиданная в истории битва! Каким пророком вышел Невский к солдатам нашей армии, какой неотвратимой верой дышал его лик. Картина, ставшая символом ратного подвига русского народа, несла в себе мощный импульс воодушевления. Через год автор завершил другие части ансамбля – Старинный сказ и Северная баллада.
В 1943 году на Всесоюзной выставке «Героический фронт и тыл» появилась работа Павла Дмитриевича Корина. В автобиографии художник рассказывал: «В 1942-1943 годах мною был написан триптих «Александр Невский». Я писал его в суровые годы войны, стремясь отразить непокорный гордый дух нашего народа, который в судный час своего бытия встал во весь свой гигантский рост».
Сила воздействия образа, созданного Кориным, оказалась такова, что репродукции Александра Невского украшали фронтовые землянки и фронтовые газеты. Огромная копия картины, сделанная группой бойцов, штурмовавших Древний Новгород, была установлена у въезда в город. Шли на запад солдаты, и звал их на бой за свободу легендарный русский полководец. Так, искусство, выражая «дух народный», воевало. Работа Павла Корина наравне с гимном «Вставай, страна огромная» явилась в тот период чем-то большим, нежели простое художественное произведение.
В Александре Невском сполна выражено то о чём, говорил Павел Дмитриевич Корин: «Искусство должно быть героическим, воспитывать и поднимать дух народа».