www.culturecenter.ru

Написать нам На главную Добавить в избранное

История одной картины

Андо Хиросигэ. "Сто видов Эдо". Селение Минова, Канасуги и Микавасима.

Андо Хиросигэ (1787/1789-1858) - представитель направления укиё-э (гравюра на дереве) в японской живописи. Мировоззрения Хиросигэ как пейзажиста складывались день за днём в результате наблюдения за чарующей красотой природы Эдо (ныне Токио) и его окрестностей. Город, по улицам которого он бродил каждый день, был знаком ему до мельчайших деталей. Поэтому восточная столица стала лейтмотивом творчества художника. В своих картинах, изображающих Эдо, автор стремится передать любые состояния окружающей природы, понять её душу, не искажая подлинного облика города.

Вершиной творчества японского мастера явилась состоящая из 118 гравюр серия «Мэйсё Эдо хяккей» - «Сто знаменитых видов Эдо». В небольшом городе строения плотно лепились друг к другу, чередовались с широкими рисовыми полями, парками и садами. Таким образом, пейзаж был весьма разнообразным и живописным. Все эти чудеса древней столицы мы и наблюдаем на гравюрах Хиросигэ. Он приглашает зрителя совершить вместе с ним прогулку по окрестностям.

Андо Хиросигэ. "Сто видов Эдо". Селение Минова, Канасуги и Микавасима.

Селение Минова, Канасуги и Микавасима (5/1857) - гравюра из цикла «Сто видов Эдо». Заглавие составляет название трёх деревень, располагающихся одна за другой с юга на север. Находясь в Минова, зритель рассматривает территорию Микавасима через Канусиги. Территория Микавасима изображена на втором плане. На протяжении всего периода Эдо она оставалась сельской местностью. Здесь выращивали рис и различные овощи, но особенно она славилась редькой. Очень важным компонентом традиционной японской кухни.

В верхнем правом углу внутри красного прямоугольника название серии. На другом картуше (украшение, на котором помещается надпись) дано описание изображённого места, краткое, но ёмкое. В нижнем левом углу подпись художника. Такие картуши акцентируют внимание зрителя на цветовом и композиционном строе картины. Использование цветовых акцентов, не имеющих прямого отношения к самому изображению, усиливает декоративную выразительность гравюры, как и всей серии «Сто видов Эдо».

При создании диагональной композиции мастер приходит к новому для японского искусства пониманию задачи пейзажиста. Оно не подразумевает точного копирования вида местности. Для Хиросигэ важно создание образа природы, который преломляется сквозь призму человеческих переживаний и в то же время оказывает влияние на души людей, вызывая у них особое настроение. Это настроение зависит от изображения столицы, в которое погружаются зрители.

На первом плане «Селения Миноа, Канасуги и Микавасима» летящий журавль, а через него показан пейзаж. Тантё (красная голова) – японский красноголовый журавль, редкая в наши дни птица, занесённая в Красную Книгу. Журавль издревле считался в Японии символом долголетия. Художник особое внимание уделяет сочетанию ярких красок, соединяя большую интенсивно окрашенную плоскость переднего плана и нежные красочные оттенки дальних видов. Зритель словно входит в пейзаж, нижняя кромка становится той точкой, с которой он рассматривает происходящее. Такой приём характерен для укиё-э 18 века. Природный ландшафт картины отмечен не только достоверностью и топографической точностью, но и опоэтизирован художником, исполнен красоты и значительности. Это лирический портрет Эдо, подаренный мастером своим современникам и последующим поколениям. В работах Хиросигэ любой пейзажный мотив, отражённый в восприятии человека - путь, ведущий к пониманию сущности природы, её неповторимой души.

Ван Гог писал о таланте Хиросигэ: «Японец рисует быстро, молниеносно, нервы у него тоньше, а восприятие проще». Следует заметить, что элементы изображения гравюры используются в русском и западноевропейском прикладном искусстве, в особенности в фарфоре.

Copyright © Международный центр духовной культуры, 2007-2009