Храмы Кхаджурахо
Кхаджурахо в Центральной Индии - место, где расположен огромный храмовый комплекс. Он был построен в 950-1050 гг. и включает свыше 80 сооружений. Храмы (их сохранилось лишь 24) воздвигнуты по воле могущественных правителей династии Чанделла. Они пожелали украсить свою столицу сооружениями, в которых соединялись бы лучшие черты индуистской архитектуры. После падения династии (XII в.) храмы, окружённые искусственными водоёмами, пришли в запустение и течение 7 веков зарастали джунглями. Систематические раскопки были начаты в 1906 г. Здания сложены из золотистого песчаника и густо покрыты резными узорами - сплошные полосы рельефов поднимаются от зала мандапа к высокой главной башне шикхаре. На бесчисленных рельефах вырезаны воины, танцовщицы, слоны, акробаты, лошади, музыканты, охотники, влюблённые.
Около 20 сохранившихся храмов Кхаджурахо были обнаружены англичанами в 1840 г., но реставрационные работы начались лишь в начале ХХ в. Храмы были построены царями династии Чанделла, ранее известной как Чандратея, то есть потомка Чандры, бога Луны. Набеги мусульман на Индию подорвали мощь династии, правившей до 1202 г., а в 1310 г. её владения были присоединены к Делийскому султанату.
Храмы Кхаджурахо, построенные в основном из песчаника, - великолепный сплав архитектуры и скульптуры. Они расположены на открытой территории, не имеют окружающих их стен и стоят на мощных платформах, по четырём углам которых в некоторых случаях возведены храмы гораздо меньших размеров. Для храмов характерно наличие высоких цоколей с богатой резьбой, которые подчёркивают их устремлённость вверх.
План-диаграмма наиболее значительных построек, таких, как храмы Кандарья Махадевы или Вишванатха, имеют основанием крест с двумя перекладинами, ось которого вытянута с востока на запад. Ардхамандапа, входной зал, смотрящий на восток, украшен тораной и соединяется с промежуточной мандапой, через которую путь идёт в махамандапу, декорированное помещение с четырьмя центральными колоннами, поддерживающими куполообразный потолок. Пространство её нефа образовано двумя боковыми притворами с балконами. Далее следует антарала, зал, предшествующий гарбхагрихе (внутреннему святилищу), куда входят по "полумесячным ступеням" (чандрашила). Прадакшина, галерея, окружающая святилище с трёх сторон, также соединяется боковыми притворами с балконами, образующими пространство второго нефа. Многочисленные статуи, в одиночку или группами, стоят в нишах внешних стен, отделённые одна от другой архитектурными элементами или украшениями. Изогнутые линии шикхары оживлены её миниатюрными копиями, ангашикхарами или урушрингами, словно укутывающими её высокую башню. На верху шикхары расположена амалака, элемент в виде плоской круглой подушки с прорезями, напоминающий плод миробалана. Она увенчана навершием в форме кувшина для воды (калаша). Невероятное изобилие декора превращает храм в произведение скульптуры: праздничные процессии, военные шествия, группы аскетов и воинов, боги и их спутники, любовники, небесные девы - сурасундари (прекрасные) или аласаканья (праздные) - мифические животные, такие как шардулы и вьялы (фантастические львы или тигры), переплетающиеся растения и геометрические узоры - одно следует за другим и сплетается в пульсирующий, наполненный жизнью узел.
Территория, на которой расположены храмы Кхаджурахо, разделяются на две части, наиболее важной из которых является западная с храмами Варахи, Лакшманы, Кандарьямахадевы, Деви Джагадамби, Читрагупты, Парвати, Вишванатха и храм 64 йогини. Самым великолепным является храм Кандарьямахадевы. Он был построен, вероятно, между 1017 и 1029 гг. и посвящён Шиве. Первоначально имелось ещё 4 храма по краям платформы. Этот храм считается вершиной творчества придворных мастеров Чанделлов.
Развалины храмов Махадевы и Деви Джагадамби (1002-1017) стоят на той же платформе, что и Кандарья Махадевы. Храм Деви Джагадамби поначалу не был посвящён богине Кали, повелительнице мира, одной из форм супруги Шивы, как это имеет место сейчас. Судя по изображению над входом, он был посвящён Вишну. Недалеко от Деви Джагадамби находится храм Читрагупты, бога солнца Сурьи, чья фигура стоит перед ним с тех пор, как он был построен 1000 лет тому назад.
Храм Вишванатха был закончен в 1002 г. и посвящён Шиве. Его план повторяет план храма Кандарьямахадевы с двумя его нефами. Примечательным элементом его декора являются три женские фигуры: небесная дева, играющая на флейте, со спиной, обращённой к зрителю; другая - с ребёнком на руках; третья - с попугаем на запястье. Прямо напротив главного входа в храм расположен павильон Нанди, в котором находится одно из самых прекрасных скульптурных изображений быка, ездового животного Шивы. К юго-западу от храма Вишванатха стоит небольшой храм супруги Шивы Парвати.
Постройка храма Лакшманы была начата царём Лакшманаварманом и закончена его сыном Дхангой в 954 г. В храме находится образ Вишну-Вайкунтхи с тремя головами: одной, в середине, человеческой и двумя животных, льва и вепря, представляющими аватары Вишну. По углам платформы, на которой стоит храм, расположены ещё 4 небольших храма. Стены храма богато украшены скульптурой и великолепной декоративной резьбой по камню.
Около первого маленького храма Варахи стоит громадная статуя Варахи, вепря, в образе которого Вишну спас землю, погрузившуюся в воды Мирового океана.
Храм Чаусатх (64 йогини) уникален по форме и по материалу постройки. Он был сооружён из гранита в конце 11 в. Храм посвящён 64 йогиням, божественным женщинам-аскетам, обладательницам тайного знания, которые окружают Деви, одну из форм супруги Шивы. По периметру платформы стоят 64 лишённые декора строения, напоминающие кельи. На дальней стороне, против входа на платформу - храм побольше, святилище Богини.
В восточной и южной частях комплекса расположено ещё несколько храмов: Брахмы, Ваманы, Джавари, Дуладео и Чатурбхуджи. Последние два известны своими скульптурными композициями.